"НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ"
САЙТ ВОЛОНТЁРОВ
МБОУ СОШ №15

Меню сайта

Случайное фото

Мини-чат

Категории раздела
Важно [13]
Родителям [17]
Православие [19]
Занимательное-детям [2]
Праздники [2]

Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством организации образовательного процесса в школе?
Всего ответов: 77

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня сайт посетили:


Главная » Статьи » Важно

В 2012 году станице Родниковской исполнилось 155 лет
Псынакъо, или «родниковое»

   Станица Родниковская была основана в 1857 году. Первые годы (1861 г.) здесь насчитывалось населения в 301 семью, из них 1053 мужчин и 850 женщин. Через 20 лет (1881 г.) станица насчитывала уже свыше 3300 жителей.
   Ей предшествовал Родниковский пост, поставленный в 1842 году. Окрестные места славились мощными родниками, что отчасти сохранились и сейчас. Урочище это у адыгейцев именовалось «Псынакъо», что в переводе означает родниковое. Вероятно, русские переселенцы лишь перевели это название.
   Вдоль степной речки Малая Лаба на правобережье возникло в 1842 г. военное поселение под командованием казака офицера Родникова. Границы этого укрепления проходили по нынешним улицам Первомайской (юго-западная граница), Курганинской (северная граница), Ленина (западная граница), Советской (восточная граница). Территория была очень маленькой, но охранялась достойно. Поселение Родниковское было огорожено, вокруг прорыт ров, но он не заполнялся водой. Интересные факты из жизни и быта первых поселенцев станицы поведала Морозова Екатерина Николаевна — хранительница станичного музея, ныне пенсионер. «Станица также была обнесена терновником, в станице было трое ворот, выходивших на север, запад и восток; жители вели интересный образ жизни для современника: за пределы укрепления не выходили, совместно, всем поселением, обрабатывали поля, в поселении был день для стирки, и женщины под охраной мужчин выходили на Лабу. Это вынужденная мера, так как опасались угона скота, грабежей, воровства женщин».

История станицы — в названиях улиц

   Улица Майкопская — самая длинная улица станицы Родниковской, протянулась от леса на западе до восточных окраин станицы. Протяженность улицы — 10 км. На востоке она примыкает к территории Лабинского района. Улица названа в честь города Майкопа, в знак дружбы русских (казаков) и адыгейцев, проживающих по соседству.
   Улица Ленина — центральная улица, это «ворота» станицы Родниковской, ее визитная карточка. Начинается от реки Кукса, на берегу которой расположен мемориал «Скорбящая мать», где в сентябре 1968 года была заложена березовая роща (каждая березка сажалась в честь новорожденного станицы Родниковской, березки были именные).
   Улица Первомайская названа в честь праздника 1 Мая. На улице — одно из красивейших зданий станицы Дворец культуры.

Интересные факты

- 1920 год: поэт Андрей Исаков, уроженец Родниковской, написал в своей поэме «Медына»: «Родниковская станица славится водою. Где копытом конь ударит, там вода струею. Ключевою, студёною полнятся криницы… Только жаль, что воду эту взмутили бандиты…»;
— 1933 год: собран рекордный урожай — 19 ц зерновых с гектара — комсомольской молодежной бригадой Кузьмы Филипповича Еремышко;
— 1930-е годы: в станице Родниковской жил писатель
В. Овечкин. Многие его рассказы написаны на основе материалов о колхозе «Маяк революции», а прототипами героев его очерков и рассказов являются родниковские жители;
— 1961 год: в станице введен в эксплуатацию Дворец культуры (первый директор — Иван Григорьевич Белогуб);
— 1964 год: станица Родниковская первая на Кубани и в стране получила сетевой газ; в этом же году начала работать музыкальная школа;
— 1968 год: открыт мемориал «Скорбящая мать»;
— 1969 год: на основании распоряжения парткомитета партийной организации и правления колхоза «Маяк революции», был создан Родниковский исторический музей (директором музея была Точиева Таисия Семеновна).

В память о героях-освободителях

   Историческая летопись станичного музея сберегла для потомков рассказы о подвигах родниковцев в годы гражданской и Великой Отечественной войн, имена героев. Они отстояли завоевания Октября в жестоких схватках с врагами. В молчании задерживаешься у стендов с фотографиями комсомольцев С. Пенькова, Г. Мешкова, М. Котова, Г. Хлопкова, А. Еременко, Р. Уткина, Н. Стрельникова, которые добровольцами ушли на фронт. Среди них были и совсем юные — школьники А. Семенов, Н. Енин, М. Стрельцов.
   Геройски сражались за Родину уроженцы станицы Родниковской Герои Советского Союза Иван Шабанов и Михаил Сахненко.
   Многие не дожили до светлого Дня Победы, погибли в боях с фашистскими оккупантами.
   Свято чтят память о погибших на войне земляках родниковцы. На въезде в станицу высится монумент «Скорбящая мать». А вокруг — шумит берёзовая рощица, посаженная в самые важные в жизни родниковцев моменты. В торжественные дни регистрации брака сюда приезжают молодожены Курганинского, Лабинского районов.

Как жили и одевались станичные казаки

   Дом зажиточного казака обычно состоял из нескольких комнат.
   В передней половине были коридор (веранда) и большая хата (зал). В задней половине — прихожая (столовая) и теплушка (кухня). В первой комнате, теплушке, находились печь, длинные деревянные лавки, небольшой круглый стол. Возле печи обычно стояла широкая лавка для посуды, а у стены, где располагался «святой угол»,— деревянная кровать. Во второй комнате, горнице, стояла добротная мебель, изготовленная на заказ: шкаф для посуды, комод для белья, кованые и деревянные сундуки. На стенах висели семейные фотографии и зеркала в деревянных резных рамках.
   Центральным, святым местом в жилище был «красный угол», где располагалась «божница» в форме большого киота, состоящего из нескольких икон.
   Традиционным украшением жилища станичников были рушники. Их изготавливали из тканей домашнего производства. Рушники богато орнаментировались, обшивались с двух сторон кружевом. Вышивка чаще всего проходила по краю рушника и выполнялась крестом или двусторонней гладью. Преобладали растительный орнамент, геометрические фигуры, парное изображение птиц.
   Многие предметы домашней утвари изготавливались в каждом хозяйстве. Ткачество давало материал для одежды, украшения жилища. Сырьем для ткацкого ремесла служили, в основном, конопля и овечья шерсть. В каждом жилище были такие ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления конопляных нитей, бочки для отбеливания холста. Многие предметы домашнего обихода изготавливались из дерева. Домашняя утварь состояла из «солоток», ступ с пестиком, блюд, ложек, различных корыт и бочонков. Многие казачьи семьи приобретали глиняную посуду у иногородних гончаров.
   Мужская казачья одежда состояла из черкески, сшитой из черного фабричного сукна, шароваров темных тонов, бешмета, башлыка, зимней бурки, папахи, сапог и ноговиц. Основой мужского казачьего костюма были рубахи с прямым разрезом ворота и штаны-шаровары. Шаровары шили в основном из сукна. Для домашних летних работ в жару некоторые имели шаровары из холста.
   Термин «бешмет» заимствован у народов Кавказа, его русский аналог — «чекмень». Бешмет шили из разнообразных фабричных тканей ярких цветов: красного, малинового, синего, розового и др. Застежка у бешмета была спереди, на крючках, воротник высокий, рукав — длинный, узкий, на манжете. Иногда ворот и планку обшивали ярким или серебряным шнуром, а на груди пришивали небольшие карманы. На бешмет надевалась черкеска, покрой которой был целиком заимствован у кавказских народов. Шили ее длинной, с низким вырезом на груди, открывавшим бешмет, рукава делали с широкими отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей. Красота и богатство казачьего костюма заключались в том, чтобы в нем больше было серебра. Казачью форму надевали по праздникам и в строю, хотя молодые казаки старались ее носить и в обычные дни, когда все ограничивались шароварами и рубахой. Зимней одеждой у казаков служили шубы-кожухи, с глубоким запахом, с небольшим воротником из дубленых белых и черных овчин и стеганные на вате бешметы.
   Головными уборами казаков были меховые шапки-папахи из овчины, у богатых — из каракуля. В начале 20 века стали шить низкие шапки «кубанки».
   Рабочей обувью для всех служили башмаки или башмаки с ушками, из грубой сыромятной кожи, с пришивной подошвой. Праздничной обувью для всех были сапоги.
   Женский костюм сформировался в 19 веке. Он состоял из юбки и кофты. Шился костюм из фабричных тканей: шелка, бархата, ситца. Кофты были самых разных фасонов. Юбки любили шить пышными. Нижняя юбка — обязательная принадлежность женского костюма. Шилась она из тонкой белой ткани с кружевами, часто орнаментировалась вышивкой.
   Верхней зимней одеждой была стеганая «кохта» без воротника, с широкими полосами, образующими глубокий запах. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек-невест и молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную, однотонную одежду. Но основу женского костюма составляла рубаха, которая являлась нательной и верхней домашней одеждой. В ней сохранились основы русского женского костюма: длинная рубаха, с длинными пышными рукавами на манжете, ворот круглый, присборенный, с глубоким вырезом на груди. Рукав соединялся со станом квадратной ластовицей.
   Рабочей обувью у женщин, как и у мужчин, были башмаки или башмаки с ушками.
Зоя Клычева
(с использованием материалов сайта Курганинского
исторического музея и администрации
Родниковского сельского поселения)


Источник: http://курганинские-известия.рф/index.php/nash-raion/nash-raion/poseleniya/851--2012-----155-
Категория: Важно | Добавил: Alex (09.12.2014) | Автор: Зоя Клычева
Просмотров: 794 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
Сетевой Город. Образование
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Российский общеобразовательный портал
Российское образование. Федеральный портал
Российский совет олимпиад школьников
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Друзья сайта

Поиск

Форма входа


Погода

Баннеры
Проголосуй за наш сайт

Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz ZP