Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем за детей тревогу и беспокойство, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Давайте попытаемся вместе найти причины трудностей в поведении учащихся. Трудный ребенок… Что за этими словами, какой он? - Нарисуйте словесный портрет трудного ребенка. Подумайте, что может стать причиной проблем в поведении ребенка? (приведите свои аргументы и проанализируйте ситуации). - Составьте список причин трудного поведения детей. Я хочу предложить Вам, уважаемые родители, «Узелки на память». Основные причины нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребенок становится трудным и порой неуправляемым: Причина первая – борьба за внимание. Непослушание - это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия. Причина вторая – борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный. Причина третья – желание мщения. Ребенок может мстить:
- за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами; - унижение друг друга членами семьи; - разводы и появление нового члена семьи; - несправедливость и невыполненные обещания; - чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.
Причина четвертая - неверие в собственный успех, обусловленное учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе и с учителем, низкой самооценкой. Свод законов для родителей, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка. Закон 1. Нужно учить ребенка соблюдать определенные правила поведения терпеливо и постепенно. Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много. Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными. Закон 5. Запреты и требования должны разъясняться ребенку. Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и добро-желательным тоном. Я думаю, что, проанализировав и обсудив эти законы, вы сумеете найти правильный подход к воспитанию и общению с ребенком. Предлагаю обсудить притчу о перевернутом камне. Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?». Эта притча как нельзя лучше подтверждает разговор о наших детях. Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. В нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые мы ведем с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые каждому из нас сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем». |