...продолжение, начало статьи здесь...
С чего всё начиналось? (История вопроса)
21 июля 2009 года состоялась встреча Президента В. Медведева с лидерами традиционных религиозных организаций, на которой Президент отметил, что «в большинстве субъектов Федерации имеется довольно значительный опыт взаимодействия местных властей и религиозных объединений, в том числе в сфере школьного образования. И преподавание основ традиционных религий для них уже далеко не новость, не какая-то экзотика, как это было в начале 90-х годов, а успешно осуществляемые программы. Это так. И это облегчает нашу совместную задачу». Глава государства в своём Поручении поставил задачу введения нового предмета: с 2009 года в качестве эксперимента в 19 регионах РФ, а с 2012 во всех школах Российской Федерации.
Как проходил эксперимент?
В апробации участвовали 500 тыс. учащихся из 21 региона. Ни одного конфликта (межрелигиозного, межнационального и т.п.) не было. Так, В.В.Путин на встрече 8 февраля 2012 года с лидерами религиозных конфессий сказал: «В 2009-2011 годах у нас прошла апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики. В этой работе приняло участие почти 0,5 млн. детей, школьников, 20 тыс. преподавателей и 30 тыс. школ. Я не слышал ни одного серьёзного негативного отзыва, в целом обществом эта практика воспринята положительно и получены очень хорошие результаты».
Что показал эксперимент?
1. Добровольность выбора родителями учебного предмета (модуля) была обеспечена не во всех регионах, городах, районах, школах. Так, по данным опроса, проведенного в конце прошлого года Общественной палатой, каждый пятый родитель (21% опрошенных) сказал, что ему не была предоставлена возможность выбрать тот или иной модуль.
2. Недобросовестно полученные результаты дали основания для заявлений, что большинство российских семей избрало для изучения светскую этику.
3. Плохо проводилась разъяснительная работа.
Какие проблемы «высветил» эксперимент?
1. Сведение преподавания основ православной культуры к сравнительному религиоведению, то есть размывание конфессиональной идентичности ОПК как самостоятельного учебного предмета по истории и культуре Русской Православной Церкви. В таком виде курс ОПК не способен решать задачу духовно-нравственного воспитания.
2. Подмена цели преподавания ОПК: вместо изучения истории и традиций Православия — воспитание взаимного уважения представителей разных религий, культур, так называемой толерантности. Но это не задача курса «Основы православной культуры». На воспитание толерантности направлены такой школьный предмет, как обществознание. В кубановедение введены уроки по толерантности и т.д. На это направлена воспитательная работа школы.
3. Подготовка учителей по всем модулям одновременно, а не полноценная подготовка учителей по каждому из предметов (модулей) отдельно.
4. Получить какое-либо серьёзное представление о православной вере и культуре за 1 учебный год 4 класса преподавания ОПК — невозможно.
Правовые основы введения в светскую школу предмета религиозной направленности
В Российской Федерации по Конституции установлен светский характер государства. Согласно соответствующей статье Конституции (ст. 14) это означает, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Важно подчеркнуть, что от государства отделены не религии, верующие, а религиозные объединения как юридические, правовые субъекты. Органы власти и религиозные объединения действуют самостоятельно, независимо друг от друга. Это и есть принцип светскости — самостоятельности мирской, общественной, государственной власти и соответствующих учреждений от духовной, церковной власти и церковных учреждений.
При этом никакого отделения от государства религии или отделения религиозных объединений от школы в Конституции России нет.
Международное законодательство о правах человека, признанное Российской Федерацией также гарантирует право получения общего образования в соответствии с ценностями и традициями семьи ребенка. Например, в протоколе № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод установлено: «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такое образование и обучение соответствовали их религиозным и философским убеждениям» (статья 2 «Право на образование»). Наша страна ратифицировала эту конвенцию и Протокол № 1, так что данная норма является частью законодательства Российской Федерации.
Не опасно ли делить детей по религиозным различиям?
Религиозные или шире — мировоззренческие различия существуют в обществе независимо от того, говорим мы о них в школе или нет. Рано или поздно дети начинают их замечать и осмысливать. Так пусть лучше они это делают также и в школе, в рамках организованного и контролируемого школой, семьей, государством учебно-воспитательного процесса, а не стихийно, под воздействием различных, в том числе деструктивных факторов, «на улице». Из формулы «я люблю своё» не следует необходимое дополнение в виде формулы «и ненавижу всё чужое». Так что Основы православной культуры — это ещё и средство от экстремизма, основанного на невежестве. Человек, действительно любящий и ценящий свою духовную культуру никогда не пойдет громить другую культуру и её носителей просто потому, что они «другие». А вот люди, искусственно оторванные или сами оторвавшиеся от своих культурных корней от традиционной морали, духовные «босяки», гораздо более способны на такие мысли и действия. Это подтверждает и наша отечественная история.
Есть ли «плюсы» введения в школу «Основ религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ)?
Преподавание православной культуры и других религиозных культур по выбору семьи ребенка включается в основную, обязательную часть школьной программы. То есть ОРКСЭ – такой же обязательный предмет, как русский язык и математика. Его нельзя ни убрать из сетки часов, ни заменить. У детей появилась настоящая возможность изучать православную культуру.
Характеристика модулей
«Основы православной культуры» Этот предмет позволит дать детям духовно-нравственные ориентиры.
Православная отечественная культура – это культура Евангелия, культура, связанная с именами преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, преподобного Андрея Рублева и Дионисия, Александра Невского и Дмитрия Донского, это культура Пушкина и Достоевского, Чайковского и Рахманинова, Нестерова и Васнецова. Православная культура позволяет воспитать в детях чувство подлинного патриотизма, любви к своему Отечеству. Она учит уважению к родителям и старшим, чувство ответственности и трудолюбия. Важным является и то, что именно причастность православной отечественной традиции прививает детям иммунитет против угроз нашего времени – наркомании, алкоголизма, воздействия со стороны деструктивных сект.
«Основы мировых религиозный культур»
Цель: ознакомление учащихся с историей основных религиозных течений в нашей стране и в мире. Каждая религия даётся по её внешним признакам, видимым выражениям в личной и общественной жизни людей. Ракурс рассмотрения религий даже не исторический, а обзорно-тематический. Такой подход был бы интересен для студентов философов, религиоведов, культурологов, но для десятилетнего ребенка избыточная информация о далеких религиозных мирах может быть излишней. У данного модуля в наименьшей степени выражено воспитывающее начало, что в целом является главной задачей введения новой предметной области по духовно-нравственной культуре. Предмет называется чисто информативным, тем самым способствует формированию атеистических убеждений и в этом отношении устраивает нерелигиозную часть общества
«Основы светской этики»
Предмет (модуль) по «светской этике» имеет воспитывающее начало. Его цель - ознакомление учащихся с нравственными ценностями, моральными установками, не обусловленными религией, религиозными традициями. Но предполагает наибольшие воспитательные риски. Если религиозные этические системы и даже атеистическая этика советской эпохи имели своим основанием устойчивые, нравственные ценности, утверждали определённый моральный идеал человека, то нерелигиозная этика вариативна. Это таит опасность произвольного истолкования этических ценностей, воспитания нравственного релятивизма, убеждения в относительности всех норм морали на том основании, что все люди не следуют одной системе морали, что существует много этических систем.
Учебники
Учебник «Основы православной культуры» издан издательством «Просвещение». Авторы - коллектив под руководством протодиакона Андрея Кураева. Сам протодиакон Андрей Кураев так объясняет замысел своего учебника: «Учебник построен максимально актуализировано («Наш взгляд на твои проблемы») в отличие от учебников основ православной культуры, созданных за последние 15 лет, которые безнадёжно историко-центричны. Они говорят о том, что было когда-то, а не о том, что происходит в жизни ребёнка сейчас. И чем более ребёнок читает эти учебники, тем более он уходит от своего мира, погружается в историю, и тем более рождается отчужденность его от того мира, в который его эмигрируют. «Христос сказал», «преподобный Сергий благословил» – всё в прошлом, всё далеко...» «Так, для урока «Монастырь», можно было найти огромное количество дивных преданий из истории православного монашества – но я выбрал Луку Войно-Ясенецкого по той причине, что он наш современник. Значит, вместо иконы можно помесить его фотографию, а не икону (ведь икона воспринимается современным школьником как нечто условное и говорящее о фантазийном или древнем мире). Кроме того, он врач-хирург, учёный, и поэтому со временем память о нём помешает школьнику, (а, может, и педагогу) воспринять дикий миф о том, что якобы христианская вера и наука находятся в конфликтных отношениях. Или, например урок «Милосердие». Для него также можно было бы найти множество примеров из истории. Я же рассказываю эпизод из жизни Иннокентия Смоктуновского и опять же помещаю его фотографию. Имя Смоктуновского вряд ли что-то скажет детям (мало кто из них смотрел даже «Отроки во вселенной»). Но это, безусловно, теплое и значимое имя для их учителей и родителей (которые тоже будут заглядывать в этот столь новый учебник). Еще пример актуализации – глава «Чудо». Сколько чудес было в истории Православной Церкви, а я рассказываю только одно – это чудо из жизни семьи нынешнего патриарха Кирилла (и снова становится возможным фото и узнавание человека из учебника» (Подробнее о замысле учебнике и сам учебник почитать на сайте отца Андрея Кураева).
Некоторые родители и педагоги высказывают опасение, что основы православной культуры – это Закон Божий. Но это совершенно не так. В учебнике ОПК сделан больший упор на слове «культура», даются общие понятия о православной вере. Те, кто хочет почувствовать разницу, пусть придут в воскресную школу при любом храме и сравнят – как преподается этот предмет в воскресных школах и как в светских. Это два совершенно разных предмета.
«Основы мировых религиозных культур» 4-5 кл. А.Л. Беглов, Е.В.Саплина. – Москва: Просвещение, 2010
В учебнике рассказывается об основных религиях. Отчуждённо и отстранённо, не отдавая предпочтение ни одной. Но пособие написано очень сложным языком, далеко не для учащихся 4 класса (а это ещё начальная школа!) К тому же ученик начальной школы не может усваивать в день более двух-трех новых терминов. Здесь же наблюдается значительная информационная перегрузка. Стоит только посмотреть на вопросы к одному из параграфов (страница15, вопросы к параграфу 5):
• В каком городе родился Иисус? • Какой город для мусульман является священным? • К чему призывал Махаммад? • Почему царевич Сиддхартха Гаутама покинул свой дворец? • Что означает слово Будда?
И вряд ли ребёнок сможет ответить на последний вопрос к этому параграфу: «Расскажи старшим, что ты знаешь об истории религии». Кроме мешанины в голове ученика вряд ли что останется.
Самая большая опасность в том, что ребенок в возрасте 10-11 лет с еще не сформированной духовно-нравственной основой может сделать неправильные выводы и прийти к совершенному нигилизму: «Как много религий! Получается, что у каждого своя правда. Зачем тогда в кого-то или во что-то верить? Я по своей правде буду жить». Это большая опасность.
«Основы светской этики» 4-5 кл. - Москва: Просвещение, 2010
Язык учебника также сложен: «Добро - это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности» (с. 12).
Но какая опасность в формулировках! с. 7 «Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло». С. 14 «В ходе исторического развития … менялись представления о добре и зле».
С. 43 «Что в конкретном случае является добром, а что злом? Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений».
Мы видим, что такое суждение не только некорректно, но и опасно. Из того, что есть много видов молочной продукции с разными пищевыми добавками, заменителями, красителями, консервантами не следует, что в природе не существует цельного, натурального молока. Однако дети, не имеющие значительного жизненного и нравственного опыта, легко могут сделать ложный вывод о том, что нет, и даже не может быть никаких абсолютных нравственных истин, определённых понятий о добре и зле, чётких ориентиров в том, что «хорошо» и что «плохо». На с. 42 даётся золотое правило нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе», но почему-то в качестве источника указано не на Евангелие, а Конфуций, Фалес и Сенека. Удивило определение стыда на с. 44: «Стыд – это тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми». Авторам учебника и невдомёк, что стыдно человеку бывает, если даже его никто не осуждает. Из этого определения дети сделают вывод, что стыд – это негативное состояние, если оно сопровождается эпитетами «тяжёлое», «подавленное». С. 52- 53 посвящены теме «Нравственные идеалы». Кто же предлагается нашим детям в качестве нравственных идеалов? В учебнике рассказывается о рыцарях, джентльменах и леди. В качестве иллюстрации портрет английской леди, кадр из фильма «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон» и картина Г. Кайботта «Дождливый день в Ботиньольском квартале». Вывод напрашивается сам собой: нравственных идеалов нет. Они либо устарели, либо не существуют в реальной жизни, а лишь художественный вымысел, либо сосредоточились все в Англии.
Учебник «Основы светской этики» М.Т. Студеникина, выпущенный издательством «Русское слово» в 2011 году.
Этот учебник написан удобоваримым языком, введены темы по этикету (хоть какая-то польза). В этом учебнике хорошо сказано о дружбе, товариществе. Даны 10 заповедей. Интересны исторические вставки. Полезны будут темы по правилам дорожного движения.
Но…
С.39 «Всё, что помогает человеку и природе, идёт им на пользу называется добром». Опять размытое определение добра, которое ребёнок как захочет, так и будет трактовать.
Удивляют задания:
С. 25 «Потренируйся в дарении и получении букета». Каким образом ученик должен его выполнить? Почему нельзя было сформулировать это задание следующим образом: «Подари своей маме цветы. Просто потому, что она твоя мамочка». С.49 «Какие жесты сейчас приняты у молодёжи»? Зачем дети должны показывать их? Надо пожалеть учительницу, которая будет принимать это задание.
В этом учебнике есть раздел «Христианские праздники». О Пасхе говорится следующее: «Пасха – это день обильного угощения. Во время еды кулич разрезают не вдоль, а поперёк» (???????). О празднике Рождества Христова: «В ночь с 6 на 7 января люди обычно не спали. Бедняки надевали маски животных, выворачивали меховую одежду и колядовали».
Вывод: невозможно рассматривать нравственность в отрыве от религии. Да, можно рассказать, дать сведения о каких-то правилах и принципах поведения, но если говорить о реализации воспитательной функции в рамках предмета светской этики – то все усилия сведутся к банальному морализаторству, которое может побудить ребенка лишь к формальному, внешнему следованию установленным в обществе правилам. Любая религия, говоря о нравственности, дает человеку твердое основание для формирования внутренних личностных установок, которыми он будет руководствоваться в своей жизни.
* * * Родители должны понять главное, что основы православной культуры - это не «подарок» Церкви или православным верующим, а удовлетворение образовательной потребности существенной части граждан, семей в Российской Федерации. ОПК - это и не «миссионерский проект» Церкви, поскольку Церковь не навязывает изучение Православия всем семьям, гражданам, детям. Наоборот, множество граждан, семей в нашей стране сами желают, чтобы их дети изучали православные традиции и культуру в процессе получения общего образования. Желательно
- формирование в каждом образовательном учреждении родительского актива из числа родителей школьников, выбравших для своих детей изучение ОПК. На собраниях этого актива в школах с участием представителей епархии могут обсуждаться все вопросы с преподаванием ОПК, в том числе вопросы помощи учителям ОПК в проведении занятий, внеурочных и внешкольных мероприятий.
- Из числа группы родителей в школе, где изучается ОПК, можно выбрать полномочного представителя этой группы для участия в более широких мероприятиях и координации с епархией. - Периодически желательно проводить собрания полномочных представителей родителей учащихся, изучающих ОПК от школ в округе, городе, крае. На таких собраниях с участием ЕОРОиК могут обсуждаться вопросы: - тематики и содержания родительских собраний в школах по вопросам преподаванию ОПК; - информирования родителей в школах о новых государственных и церковных документах, по вопросам преподавания ОПК в регионе, стране; - взаимодействия школ, учителей ОПК в данной школе с ближайшими церковными приходами; - исследования ЕОРОиК мнений родителей школьников о преподавании ОПК и других предметов комплексного курса, проведения анкетирований, опросов учащихся, учителей, родителей; - ознакомления родителей с содержанием комплексного курса в целом и программой по ОПК, методическим обеспечением, новыми пособиями; - обеспечения школы учителями по ОПК, качество их подготовки и участие церковных представителей и специалистов; - профилактики возникновения проблемных, конфликтных ситуаций в школах в связи с преподаванием ОПК и комплексного курса в целом и участия, в случае их возникновения, в их конструктивном разрешении и др. Приглашаем к диалогу о прочитанном на ветку форума.
|