"НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ"
САЙТ ВОЛОНТЁРОВ
МБОУ СОШ №15

Меню сайта

Случайное фото

Мини-чат

Категории раздела
Важно [13]
Родителям [17]
Православие [19]
Занимательное-детям [2]
Праздники [2]

Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством организации образовательного процесса в школе?
Всего ответов: 77

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня сайт посетили:


Главная » Статьи » Православие

Масленица. Ещё раз о празднике
  «Масленица... Я и теперь ещё чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней весёлыми санями, с весёлыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Или с детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось – «масленица»?»
И. Шмелёв «Лето Господне»

  Православная Церковь вступает в Великий пост. Предваряя это событие, в течение четырех седмиц Церковь в службах напоминает верующим о состоянии человека до и после грехопадения, о пришествии на землю Сына Божия Иисуса Христа для спасения человека и призывает всех христиан к посту и покаянию.

 Подготовительный период к Великому посту по традиции включает в себя четыре воскресенья (по-славянки – «недели»): Неделю о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14), Неделю о блудном сыне (Лк. 15:11-32), Неделю о Страшном Суде (Мф. 25:31-46) или, как её ещё называют, - «мясопустную» неделю (последний день, когда в пищу употребляются мясные продукты) и Неделю воспоминания Адамова изгнания (Быт. 3: 1-24) – или «сыропустную» неделю (день, после которого прекращают употреблять в пищу любые продукты животного происхождения). Это последнее воскресение перед Великим постом (или 7-е воскресенье перед Пасхой) ещё называют Прощёным.

 Последняя («сырная») седмица перед подвигом Великого поста в народе более известна как масленица, поскольку в этот период времени (в том числе в среду и в пятницу) разрешается употребление в пищу молочных продуктов (сыра, молока, сметаны, сливочного масла) и рыбы, но в её продолжении уже не едят мясо.

 В языческих представлениях наших далёких предков масленица была праздником проводов зимы и встречи весны. Зима уходила безвозвратно, навстречу шла весна, новое время года, время обновления природы, обновления чувств. Поэтому этот праздник всегда очень ярко отмечался в народной среде: проводились широкие гуляния, водили хороводы, сжигали чучело «Масленицы», массово совершались различные языческие обряды. Основным угощением в эти дни были блины, которые даже внешне, своим золотистым цветом и формой, напоминали солнце, что, безусловно, также было отражением языческого мировоззрения.

 На Руси масленица всегда отмечалась как радостный праздник – в памяти встают картины весёлых зимних дней, наполненных гамом и шумом, вкусными запахами блинов, перезвоном колокольчиков, украшавших нарядные тройки. Сияющие на солнце купола церквей, горящие, как жар, медные самовары, гуляния, балаганы и чинные чаепития под праздничным огоньком лампадки у образов.

 Существует весьма распространённое мнение, что масленица скорее языческий праздник, чем православный. Однако это не так. В частности, сырная седмица имеет ряд особенностей, сближающих её с Великим постом: богослужение в среду и пятницу совершается по близкому к великопостному уставу, а за вечерним богослужением во вторник впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая затем многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

 На сырной седмице уже не совершаются таинства венчания. В среду и пятницу не служится Божественная литургия.

 Как повествуется в Синаксаре, византийский император Ираклий (610-640 гг. до Р.Х.) после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хозроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой устав. Поэтому в священных песнопениях этой седмицы святая Церковь матерински взывает ко всем: «приближися сия, ныне предочистительная седмица всечестная священных постов, телеса и души просвещающая»; «постов входы и преддверия вси да не оскверним зле невоздержанием и пиянством; но в чистоте помышлений усердно внидем, приемше нетления венцы, и трудов достойне плоды». В канонах и стихирах содержится похвала посту и изображаются его спасительные плоды.

 Как пишет этнограф и историк С.В. Максимов, «устанавливая сырную неделю с её полускоромной пищей, Православная Церковь имела в виду облегчить христианам переход от мясоеда к Великому посту и исподволь вызвать в душе верующих то молитвенное настроение, которое заключается в самой идее поста, как телесного воздержания и напряжённой духовной работы». Такой «полупост» постепенно подготавливает верующих к телесному подвигу Великого поста, «дабы мы, от мяс и многоядия ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало-помалу отступая от приятных яств, приняли бразду поста». Воздерживаясь от мяса, мы предочищаем себя телесно и постепенно проникаемся светлым предчувствием поста. Поэтому сырную седмицу Церковь называет «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния».

 Сложившийся на Руси обычай проводить Масленицу с блинами вполне соответствует особенностям национального благочестия. В такие дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие. Хождение друг к другу на блины родственников сближало их, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год. «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь ещё для меня жива яркая радость» (И.Шмелёв. Лето Господне).

 По моим детским воспоминаниям в нашей семье на масленицу никогда не было каких-то необузданных увеселений или танцев, плясок, чрезмерных яств, питья и т.д. У нас всё было очень скромно. К Великому посту всей семьёй готовились очень серьёзно, умеренно питались, чтобы потом было легче поститься.

 В этом году масленица начинается 28 февраля и оканчивается 6 марта, когда совершается заговенье на Великий пост. Церковь призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть.

 Конечно, масленица – это время, когда по традиции люди ходят в гости, общаются за трапезой. Но не стоит разрушать себя пьянством или опасными играми, тем более в эту покаянную неделю, подготавливающую человека к Великому посту – к времени напряжения духовных сил, стяжания добродетелей. На пороге тихих великопостных дней душа переживает радостный подъём, чтобы потом полнее испытать покаянное настроение. Будучи приготовительной, Сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде, её значению противоречит объедение и пьянство.

 Кроме того, во многих местах на масленицу по-прежнему жгут соломенные чучела. Большинство участников этого действа, как правило, не отдает себе отчёт, что свершается языческий обряд, поэтому хотелось бы предостеречь православных христиан от участия в подобном «веселье».

 Увещания Церкви в этот период можно услышать и в словах святителя Тихона Задонского: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я ещё раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

 Завершается масленица Прощёным воскресеньем, после которого и начинается Великий пост. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом для совместной молитвы. Испросив друг у друга прощение, они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили святую Четыредесятницу в великих аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до недели Вайи.

 Православная Церковь видит смысл Сырной седмицы в примирении с ближними, прощении обид – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению, подготовке к покаянному пути к Богу.

 Немаловажно и поминовение усопших. В сырную субботу Церковь воспоминает всех преподобных отцов, «в постничестве просиявшие светло, преподобно же пожившия», напоминая нам тем самым о предстоящем подвиге Великого поста и указуя примеры добродетельной жизни в лице великих постников – святых жен и мужей. «Подобно тому, как вожди пред ополченным войском и уже стоящем в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так точно святые Отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей» (Синаксарий).

 Что мешает провести эти дни, щедро одаряя нищих и больных, посещая своих друзей, чтобы эти дни были днями добра и света? Разве не стоят подражания обычаи уделять внимание семье, устанавливать хорошие отношения с друзьями и соседями? Давайте же стараться следовать примеру святых отцов, их решимости и твердости. Дадим себе зарок не нарушать пост, не оправдывать своих слабостей, и Господь нам поможет! 

Священник Александр Сирин



Источник: http://pokrovhram.narod.ru/texts/novosti/novosti323.html
Категория: Православие | Добавил: Igor (07.03.2011) | Автор: Священник Александр Сирин
Просмотров: 1522 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Igor  
В этом году Масляная неделя начнется с 20 февраля и закончится 26 февраля, а 27 февраля начало Великого поста.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
Сетевой Город. Образование
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Российский общеобразовательный портал
Российское образование. Федеральный портал
Российский совет олимпиад школьников
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Друзья сайта

Поиск

Форма входа


Погода

Баннеры
Проголосуй за наш сайт

Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz ZP