В третью неделю Великого поста в Православной Церкви совершается служба в честь Креста Господня, который на всенощном бдении после великого славословия торжественно выносится на середину храма для поклонения. Поэтому не только эта неделя (т.е. воскресный день), но и вся следующая за ней седмица носят название Крестопоклонной.
После выноса Креста священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».
Начало традиции поклонения Кресту Господню было положено во времена первых христиан. В святоотеческих творениях имеется множество свидетельств о почитании Креста, о необходимости, спасительности его почитания. Апостольский Муж святой Игнатий Богоносец (I век) склоняется перед Крестом и говорит: «Мой дух - в прах пред Крестом, который для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная жизнь».
О Кресте Христовом упоминается в памятнике конца I - начала II века – в Послании Варнавы. К началу третьего века почитание креста среди христиан было распространено настолько, что стало поводом для издевок со стороны язычников. Христианство называли религией креста, а христиан крестопоклонниками. Христианские апологеты - защитники веры - не отвергали этого обвинения, а воспринимали как повод и дальше свидетельствовать о Христе распятом и воскресшем. Тертуллиан (II-III вв.) прямо говорил «верховным правителям Римской империи»: «Что касается до тех людей, которые обвиняют нас в поклонении Кресту, то мы того не стыдимся».
У святых отцов Церкви последующих веков свидетельств о почитании Креста значительно больше. Все Вселенские Соборы Крест Господень благочестно принимают и лобызают. Догмат об иконопочитании VII Вселенского Собора говорит: «Со всякой достоверностью и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению Честного и Животворящего Креста полагати во всех Божиих церквах, на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях...».
Самое древнее сохранившееся изображение креста находится в римских катакомбах св. Люцилы (III век). Следует отметить, что в первые века наибольшее распространение получили не столько кресты, сколько разные символы, знаменующие собой Христа. Это варианты сочетания первых букв имени Иисус Христос по-гречески. Использовалась буква «Х» или соединение букв «X» и «I», или в них вписывалась «Р». С началом победы христианства над язычеством примерно с половины IV века символические формы начинают уступать место изображению креста, и эти изображения появляются в быту, в церковном культе и на государственных реликвиях. С V века крест становится общеупотребительным. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Крест находится повсюду в домах, на площадях, в пустынях, на дорогах, на холмах и горах, на кораблях и островах, на одрах и оружиях, в брачных чертогах, на золотых и серебряных сосудах, на стенах. Ибо мы не стыдимся креста, напротив, он нам дорог и достолюбезен всюду, где только может быть изображен».
Форма креста для православных христиан не имеет значения - будь она четырехконечная, шестиконечная или восьмиконечная, главное, чтобы с крестом соединялись воспоминания страданий Спасителя. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, например, о четырехконечном Кресте: «Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силой Божией держится высота и глубина, длина и широта, т. е. вся видимая и невидимая тварь».
Так сложилось, что русской изобразительной и архитектурной традиции ближе известный всем восьмиконечный крест, что не мешает другим поместным православным Церквям использовать другие виды креста. Через форму восьмиконечного креста русская традиция старается воспроизвести некоторую историческую правдивость, обозначая верхней маленькой перекладиной ту табличку с указанием вины Христа, что повелел прибить Понтий Пилат, а нижней - подставку, на которую опирались ноги распятых.
Сегодня, как и во все века, Честной Животворящий Крест Христов - главный символ христианства. Смысл символа - через зримый образ явить незримое содержание. Поэтому, со временем в христианстве крест перестал рассматриваться только исторически, как инструмент казни, а превратился в богословское понятие. Слово "символ" означает по-гречески "соединение", а это значит, что крест соединен со страданиями Христа, и Его силою несет благодатную помощь всем с верою прибегающих к нему.
Но мало назвать Крест только символом - в нем заключается истинная сущность христианства. Одно из церковных песнопений так объясняет значение креста для всего мира: "Крест - хранитель всей вселенной, крест - красота церкви, крест - царей держава, крест - укрепление верующих, крест - ангелов слава и демонов язва".
Достаточно распространено стремление соотнести крест с так называемым «древом жизни» - райским деревом, из-за плодов которого первые люди согрешили, стали смертны. Древом искусились наши прародители - древом же спасено человечество. Благовестие о Кресте, прозвучавшее в середине поста, и поклонение ему утешительно напоминают о приближающемся Светлом Воскресении Христовом, которое невозможно без Крестной смерти.
«Никто не стыдись достопокланяемых знаков нашего спасения, которыми живем, и начала всех благ, которыми существуем. Но как венец будем носить Крест Христов. Через него совершается всё, что для нас нужно. Нужно ли родиться - предлагается нам Крест; хотим ли напитаться таинственной пищей, нужно ли принять рукоположение, или другое что сделать - везде предстоит нам этот знак победы. Потому-то мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и на сердце. Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки... Итак, не стыдись столь великого блага, да не постыдится и тебя Христос, когда придет во славе Своей, и когда это знамение явится пред Ним, сияя светлее самых лучей солнечных». Так писал святитель Иоанн Златоуст.
И действительно, всё земное существование христианина всегда освящено Крестом. Уже в Таинстве крещения новый член Церкви Христовой осеняется Крестом, который будет сопровождать его в течение всей жизни: Крестом завершаются главы наших церквей; Крест господствует во внутреннем убранстве всякого храма; Крест участвует в совершении всех Таинств и обрядов церковных; Крест будет осенять и место последнего (до Второго Христова Пришествия) упокоения христианина на кладбище... Сила Креста Христова оживляет христиан и укрепляет их в подвигах, дарует им духовную радость и сердечный мир. Честным Крестом возвышается Церковь, Корабль нашего спасения.
Становясь христианином через Крещение, человек в храме в присутствии священника и, понимая, что его слышит Сам Бог, отрекается от сатаны и злых дел и свидетельствует о своем сочетании, соединении со Христом, называя Спасителя своим Господином. Мы привыкли к слову Господь, но часто забываем, что оно означает не что иное, как господин, то есть полноправный хозяин. Таким образом, в Крещении христиане становятся гражданами Божьего Царства, они становятся подданными Самого Христа и во всеуслышание это подтверждают.
Знаком принадлежности к Царству Небесному служит нательный крестик, одеваемый сразу после Крещения. Когда христиане говорят о том, что крест Христов является защитой от темных сил, надо понимать, что имеются в виду отнюдь не магические свойства креста. Крест не амулет! Крест можно сравнить с дипломатическим паспортом, он говорит о том, что у христиан есть свой Судья, свой Хозяин, свой Господин, и никто из людей и никакие демоны не могут иметь полной власти над человеком, тем более власти духовной.
Крестное знамение также является свидетельством христиан о том, что они христиане. Апологет Тертуллиан пишет: «При всяком успешном предприятии, при всяком приходе и выходе, при одевании и обувании, при умывании, при столах, при лампадах, на ложах и седалищах (то есть, садясь и ложась) и при всяком деле мы начертываем на челе знамение креста». Осеняя что-либо крестным знамением, христиане свидетельствуют, что эту еду или вещь они стараются употребить с благодарностью и во славу Божию. В древности не было определенного и строго установленного сложения пальцев, а также того широкого размаха руки при крестном знамени, которые мы наблюдаем в наши дни. Христиане изображали крест на своем лбу, как им хотелось: одним пальцем или несколькими. Известное нам троеперстие, как свидетельство о вере христиан в Святую Троицу, возникло не ранее IV века. Изображение креста на себе через прикосновение ко лбу, животу, правому и левому плечу давно уже стало внешней формой выражения молитвы, через эти движения и поклоны в богослужении участвует не только разум и чувства, но тело.
Нужно понимать, что сам по себе крест вне связи его с распятием, смертью и воскресением Христа для христиан ничего не значил и не значит. Он не несет и не нес в себе ничего магического и волшебного. Крест обрел значимость лишь после того, как стал орудием смерти именно Иисуса Христа, и никак иначе. Во времена земной жизни Спасителя казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Распятый человек в течение многих часов не только испытывал непереносимую боль во всех частях тела, но и мучился от удушья, жажды, переживал смертельную душевную тоску. Обычно распинали великих преступников, совершивших множество беззаконий, почему Священное Писание и говорит о них, как проклятых пред Богом (Втор. 21, 23). Но Спаситель взошел на крест не за Свои грехи и не невольно, а ради нашего спасения и добровольно. «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою», - учит святой апостол Павел (Гал. 3, 13). «Я отдаю жизнь Мою , - говорит Сам Господь, - чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин. 10, 17-18).
Но если бы жертва Христова закончилась лишь смертью, то на что бы мы могли надеяться? «Если нет воскресения мертвых, - говорит апостол Павел, - то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15,13-14).
Православная Церковь чтит Животворящий Крест Господень, потому что с него возсияла любовь Божия к людям. Сам будучи безгрешным, Господь распростер Божественные руки Свои и дал пригвоздить Себя. Не за Себя страдал Господь, а по Своей воле взошел Он на крест для нас: дабы крестною смертью Своей искупить грехи всего человеческого рода и даровать ему надежду наследования жизни вечной и блаженной. Крест - наиболее полное откровение любви Творца к Его созданию, которая до распятия была неведома даже ангелам. В нравственном аспекте Крест - это путь души за Христом; это новая заповедь о жертвенной любви. Без Креста были бы непонятны слова Спасителя: "Любите друг друга так, как Я возлюбил вас" (Ин. 13, 34). Крест - это образ самоотречения; тайна любви, проявляемая через страдания; образ спасения мира, совершенного Христом. Для христианина Крест - символ не смерти, а жизни. Любовь - это полнота жизни, а жертвенность - высшее проявление любви, поэтому распятие Христос назвал Своей славой. Крест - это не поражение, а добровольный акт Божественной любви.
***
Что может лучше укрепить постящегося христианина, чем взор, обращенный на Крест, на котором пострадал Сам Господь наш Иисус Христос? Что может быть радостней для христианина в эти трудные дни постного подвига, чем встать у подножия Креста, поклониться Ему, приложиться к Его животворящей силе? Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим - к Пасхе Господней, находят в середине пути "Древо крестное", чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути.
иерей Александр Сирин